Кто такой «зависимый человек алкоголик или наркоман»?

Кто такой «зависимый человек алкоголик или наркоман»?
Данная концепция – основа подхода к проблеме, поскольку в связи с понятиями «алкоголизм», «наркомания», «токсикомания» существует масса разночтений, мифов, слухов, домыслов, противоречащих друг другу гипотез. Чтобы мы с вами могли вместе исследовать феномен зависимости, нам необходимо более четко себе представлять, какой терминологией мы пользуемся, в какой системе координат ориентируемся.
На уровне общественного сознания существует довольно много идей относительно того, что такое алкоголизм и наркомания. Об этих явлениях говорят как о распущенности, дефекте воспитания, слабоволии, проявлении греховной природы человека, следствии злоупотребления (сам виноват!). Одни считают, что это сугубо социальная проблема (неправильная политика правительства; следствие экономико-политических потрясений); другие сводят причины явления к духовным проблемам человека. Порой можно услышать о каком-то целенаправленном внешнем воздействии вплоть до самых экстравагантных идей (воздействие космических сил, зомбирование, происки спец служб и т.д.). Что же позволяет говорить нам об этом явлении, именно как о болезни?
Давайте рассмотрим зависимость на примере наиболее распространённой её разновидности – алкоголизма.
Когда мы говорим слово «алкоголик», как правило, на ум приходят негативные ассоциации, т.е. это слово у нас звучит как ругательство. Представляется грязный, оборванный, совершенно опустившийся человек, с неприятным запахом, завсегдатай медвытрезвителя,, в которого можно уверенно ткнув пальцем, заявить: «да, это алкоголик». Однако в реальности алкоголиком может быть и состоятельный бизнесмен, и политик, и человек творческих профессий и домохозяйка. Данное явление не имеет социальных предпочтений. Как показывают исследования, явных алкоголиков, т.е. так называемых «деградантов» — не более 4 – 5 % от общего числа страдающих этим недугом.
Что же делает человека «алкоголиком» или «наркоманом»?
Время от времени, когда этот человек начинает пить или колоться, он теряет контроль над тем, сколько он употребил, над своим поведением и, в конце концов, над ходом всей своей жизни.
Вот эта потеря контроля над количеством вещества, потребляемым человеком в этот ден – есть общий признак, объединяющий всех зависимых вне зависимости от стадии развития болезни. Мы не делим пьющих людей на алкоголиков и пьяниц по признакам: много пьет он или мало, как часто он это делает, не делим по крепости употребляемого вещества. Есть общий признак химической зависимости: потеря контроля.
Следующий признак весьма характерный – провалы в памяти. Не будем о нем долго говорить поскольку это свойственно практически всем химически зависимым людям.
Далее, наличие физических страданий, которые причиняет употребление ПАВ (психоактивных веществ). Ни один здравомыслящий человек не будет употреблять то, что его разрушает; то, от чего ему становится плохо.
Все химически зависимые люди страдают от последствий употребления, и вместе с тем продолжают употреблять. Продолжение употребления вещества, не взирая на последствия – ещё один признак зависимости.
Один из наиболее общих признаков и симптомов – феномен отрицания. Фактически все химически зависимые люди всегда находят человека, который хуже, чем они. «Разве я алкоголик, посмотри на Ваню, вот он алкоголик, я-то работаю, приношу деньги». т.д. и т.п.
У наркоманов сходная система отрицания. Она так же состоит из определенного набора мифов. Существует целая субкультура – наркотическая, которая диктует определенные нормы. В том числе и употребление наркотиков. Ну, например, один из мифов: «Все рок-музыканты употребляют наркотики»; или «большинство людей искусства, так или иначе, используют ПАВ для стимуляции творчества», или «наркотики вырабатываются самим организмом, поэтому они естественны для человека». Порой, эти мифы повторяются врачами, звучат в прессе и таким образом закрепляются в массовом сознании («алкоголь снижает радиацию», «наркотики расширяют сознание» и т.д.) Мифов и заблуждений очень много, алкоголики и наркоманы их используют, чтобы сохранить за собой право употреблять. Химически зависимому человеку крайне трудно признать себя зависимым от ПАВ, поскольку это предполагает, что ему нужно отказаться от вещества и изменить в корне свой образ жизни.
Далее, сосредоточение мыслей и поступков вокруг ПАВ — до 90 % мыслей химически зависимого человека сосредотачиваются вокруг употребления — где достать, на что и т.п. Т.е. наркотик и алкоголь контролирует мыслительную деятельность.
Употребление для улучшения самочувствия. Самый распространенный пример: снять похмелье («поправить здоровье») или «ломку», восстановить трудоспособность («что бы руки не тряслись») и т.д.
Яркий признак зависимости – проблемы в окружении, к которым можно отнести потерю работы, развод, разрушение отношений с близкими, конфликты с законом, сужение круга общения, потерю друзей и т.д.
Какие признаки присущи зависимости как болезни?
Данное явление первично. Химическая зависимость не является следствием какой-либо другой болезни. Это первично само по себе, поскольку имеет свою собственную этиологию – факторы, лежащие в основе формирования явления. Алкоголизм и наркомания могут являться причиной других болезней, но не следствием.
Это хроническое явление. Как и любое хроническое заболевание его невозможно вылечить, но можно приостановить в развитии. Оно не проходит с течением времени само по себе как простуда или другие острые заболевания, с которыми организм справляется сам. Потеря контроля над собой и все признаки, о которых мы говорили, с течением времени не исчезают для человека, который зависит от ПАВ. Т.е. невозможно человека, зависимого от ПАВ научить употреблять алкоголь и наркотики в приемлемых дозах. Поэтому, когда врач говорит, что он кодирует на определенное количество алкоголя, это звучит абсурдно. Вместе с тем есть люди, которые по глупости много пьют, но они и без «кодировщика» способны пить меньше. Это не алкоголики. Если человек в действительности зависим от алкоголя и у него есть этот основной симптом – потеря контроля над количеством выпитого, научить его пить в приемлемых дозах невозможно. Так же как невозможно научить наркомана употреблять наркотики «культурно». В его жизни существует только два пути:
​ §либо он умрет от наркотиков, попадёт в психбольницу или сядет в тюрьму;
​ §либо прекратит употреблять вообще какие-либо ПАВ.
Данное явление имеет высокую тенденцию к срыву. И это тоже симптом болезни. Здесь ответ на вопрос, почему алкоголики и наркоманы срываются. Общаясь с зависимым, мы видим его только в двух состояниях – либо мы имеем дело с наркоманом в ремиссии (даже если это 20 лет), либо в рецидиве. Бывших наркоманов и алкоголиков не бывает.
Тенденция к срыву — одна из самых страшных вещей, вследствие которых человек погибает. Отсюда мы приходим к другому признаку это заболевание можно считать смертельным. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения до 96 % людей, которые попадают в зависимость от алкоголя или наркотиков – в конце концов, погибает.
И последнее, поскольку это заболевание, следовательно, от него возможно выздоровление. Его можно лечить, с ним можно работать. И факты налицо, есть люди, которые выздоравливают – это и алкоголики и наркоманы, многие из них ведут активный образ жизни. Единственное, что исключено из их жизни – это употребление ПАВ!
С уважением
Врач психиатр-нарколог
по обслуживанию населения
Песчанокопского района ГБУ РО НД
Ростовской области Полищук С.С.