Плохих и хороших детей не бывает

Тема: « Плохих и хороших детей не бывает»

 

Мне  часто задают вопрос на родительских собраниях, или после них в индивидуальных беседах. «Что надо предпринять , чтобы дети не стали наркозависимыми или нарушителями правопорядка». Пытаюсь объяснить, но в одно предложение это не укладывается.

Попробуем разобраться .

Оказывается существуют различные факторы риска, о которых многие знают, одним из которых является семья и существуют защитные факторы, в которых главную роль играет тоже семья, но о которых многие родители даже не слышали.

Назову эти защитные факторы. Они классифицированы на 5 уровнях:

- индивидуальные

- семейные

- сверстники

- школы

- сообщество .

В этой стать по просьбе учителей и родителей расскажу о семье, как о факторе защиты от неблагоприятных  рисков.

Существует много научно- обоснованных профилактических программ и цель этих программ, изменение баланса между факторами риска и защитными факторами. Эти исследования показывают, что родители должны себя вести так чтобы защитные факторы превышали риски.

Пример: « Если у нас будут дети с низкой успеваемостью и неприемлемым социальным поведением в возрасте 7 – 9 лет, то такие дети могут чаще употреблять ПАВ.»

Почему семья выступает как один из защитных фактоов, и в том числе в области злоупотребления ПАВ.

  1.  Семья должна включать в себя тесные связи между родителями и детьми. Родители должны помнить, что ребенок это тоже человек, только маленький со своим характером, нравом, вкусом, пониманием окружающей действительности. Это растущая личность со своими особенностями и способностями.
  2. Необходимо включиться в жизнь ребенка.
  3. Родители должны понимать, в чем нуждаются дети, обеспечивая их финансовую, эмоциональную, интеллектуальную, социальную и духовную потребность.
  4. Семья должна обеспечить им четкие ограничения и постоянную дисциплину .Дисциплина это адекватность требований!  Многие родители сами не понимают, что такое дисциплина в семье . но требуют ее, предъявляя  неадекватные требования к ребенку, при этом сами её не соблюдая .Пример: не соблюдают режим сна, не убирают за собой. Не помогают своим родителям, грубят им и. т. д.   При этом нужно помнить , что плохих и хороших детей нет ( как и взрослых), есть только плохие и хорошие поступки, которые совершают эти люди! Ребенку можно говорить: « Ты очень хороший, но твой поступок был плохим»

Еще раз хочу подчеркнуть, что главным условием для решения вопроса который мне задали, является тесное общение ребенка с родителями! Только тогда семья может играть роль защитного фактора от неблагоприятных последствий.!

 Хочу остановиться на том, что может удовлетворить психологическую потребность ребенка?

- Безусловная любовь родителей (обратите внимание те родители, у которых есть подростки). Подростки очень ранимы и чувствительные.  Им всегда нужна повышенная доза внимания, и они должны чувствовать поддержку и искреннюю любовь со стороны родителей. Важно показать им права взрослого, за что они борются. Например: рассказать, как планируется бюджет. В письменном виде  попросить,  чтоб они изложили свои соображения по поводу «семейного общежития».Помните ., что семья вооружает подростка умением справляться со стрессовыми ситуациями Защищает их от негативных факторов.

- Поддержка и прикосновение. Нужны всяческие,, обжимачки,, с детьми, поглаживания. Поддерживаете их в разных начинаниях; хочет петь, пусть учится, хочет играть в футбол, попробуем!

- Ощущение постоянного контроля со стороны родителей.

- Защищенность  - безопасность . Дать им понять, что семья это крепость и надежный тыл. Что его окружают заботливое, любящее окружение. Поговорите с ним о том .кому он доверяет и вместе с ним проанализируйте,  а можно ли ему доверять .Наиболее разрушительным является злоупотребление родителями алкоголя или  наркотиков. При этом нарушается связь между ребенком и родителями ( а это уже фактор риска, а не защиты со стороны семьи. Я не ставлю задачу рассказывать сегодня  о них. )

- Уважение себя, как личность .Изучайте с ним, и разъясняйте им, имеющиеся жизненные навыки, направляйте его через игру, рассказы , изучайте новые стратегии,  которые он  использовал бы в отношениях с людьми, которые ему не безразличны

В чем дети нуждаются ?  Во вседозволенности или в умелом направлении?  В нотациях или в диалоге?  Оказывается,  многое зависит от стиля воспитания. При либеральном стиле , когда предоставляется  ребенку много (свободы) , но требуют от него мало , дети вырастают  с низким уровнем счастья и способностью к саморегуляции , они более склонны испытывать сложность с подчинением авторитетам. При безразличном стиле воспитания ,когда родителям просто «наплевать» на детей, у них дети имеют наиболее низкие достижения во всех сферах жизни .У таких детей низкий самоконтроль, низкая самооценка, чем у сверстников.

Для успешного развития ребенка нужна помощь и в том, как определить стратегию, которую бы он использовал, чтобы выжить в небезопасной среде, при этом сохранить себе жизнь .В конце скажу: основным  подходом в работе с детьми является информированность: .необходимо увидеть поведение детей и подростков не как вызывающее поведение, а как поведение, которое обеспечит их безопасность  или жизнь в семье, или во внешнем  мире.

 

 

 

 

 

 

Врач психиатр- нарколог                                                                               С.С. Полищук

по обслуживанию населения

Песчанокопского района

ГБУ РО НД

 

05.02.2019 г